Введение в разработку скриптов для Thunder

Дата публикации:18.07.2010
Twitter Facebook Vkontakte

Оглавление

  1. Введение
  2. Кратко о VBScript
  3. Главное о скриптах Thunder
  4. Основные зарезервированные переменные
  5. Основные встроенные функции
  6. Основные события
  7. Ссылки для дополнительных изысканий

Введение

На сегодняшний день среди некоммерческих программ экранного доступа под операционные системы семейства Microsoft Windows существует два полноценных варианта: NVDA и Thunder. Поскольку данные продукты разрабатываются на общественных началах в свободное от основных занятий время, то их создателям, как правила, не удаётся конкурировать с коммерческими аналогами в отношении диапазона поддерживаемых приложений. Однако из-за того, что большинство Windows-программ испытывают проблемы с доступностью для незрячих и слабовидящих пользователей ПК, встроенная поддержка базового набора софта является неотъемлемым условием полноценного screen reader-а. В виду этого, возможность пользователя самостоятельно улучшать доступность необходимого ему приложения является для некоммерческих программ ещё более актуальной, чем для их конкурентов, распространяемых за плату.

В этом отношении, программа NVDA испытывает ряд трудностей, так как в ней отсутствует возможность простого написания пользовательских скриптов, тогда как в Thunder эта функция реализована. Всё это, не смотря на общее техническое превосходство NVDA над Thunder, делает вторую более полезной в той ситуации, когда пользователь не обладает глубокими знаниями программирования и не имеет возможности приобретать коммерческое программное обеспечения, однако часто нуждается в оперативном улучшении доступности интерфейса конкретных приложений. Эта статья как раз и посвящена созданию скриптов для программы Thunder с целью увеличения доступности тех или иных программ Windows.

Данный материал не является подробным руководством, здесь лишь будет рассмотрен ряд общих вопросов создания скриптов, сделан краткий обзор особенностей программирования под Thunder, а также приведены ссылки на материалы, по которым можно получить всю остальную информацию, необходимую для овладения навыками скриптописания под эту программу экранного доступа.

Для создания скриптов к Thunder [1] используется Visual Basic Scripting Edition, также называемый VBScripts или просто VBS [4]. Это язык программирования, специально созданный для написания скриптов в среде операционных систем семейства Microsoft Windows и интерпретируемый их компонентом Windows Script Host (WSH). Именно к нему и будет относиться весь последующий материал.

Кратко о VBScript

Как известно, основным достоинством VBScript является сочетание простого языка программирования Бейсик и возможности взаимодействовать с объектами OLE-Automation, которые значительно расширяют возможности VBScript.

Все объекты OLE-Automation в VBS имеют методы и свойства. Чтобы обратиться к методу, необходимо указать объект, а через точку - метод с необходимыми параметрами. Аналогично и со свойствами, однако их можно как назначать, так и считывать в переменные и другие свойства.

Переменные в VBScript объявляются автоматически при первом их использовании в коде программы, если это не запретить директивой "Option Explicit", а константы всегда объявляются в начале скрипта. Тип переменной определяется автоматически, при присваивании ей первого значения, а её имя не может в длину превышать 255 символов.

VBS также даёт возможность работы с массивами, в которых можно хранить списки, таблицы и прочие данные. Одномерные массивы (списки) могут быть динамическими, то есть они способны изменять свою размерность в процессе работы программы.

Длина строк VBS-кода не ограничена, а регистр символов в них не играет роли. Разделение параметров осуществляется посредством пробела, причём количество идущих подряд пробелов не учитывается. Если требуется разорвать строку команды, то на месте разрыва следует поставить знак "_" (подчёркивание), а для записи комментариев в VBScript используется знак "'" (апостроф): весь текст, начиная с этого символа до конца строки, не расценивается как код программы и игнорируется.

Для более подробного изучения языка Visual Basic Scripting Edition следует обратиться к другим источникам. [5], [2].

Главное о скриптах Thunder

Файлы скриптов Thunder имеют такое же имя, как и процесс приложения, для которого они создаются, с расширением "*.lsc". Например, процесс стандартного калькулятора Windows называется "calc.exe", значит файл скриптов Thunder для Калькулятора Windows будет называться "calc.lsc".

Все скриптовые файлы Thunder располагаются в системной директории, куда он установлен, или где содержится его portable-версия. Иными словами, в той же папке, где располагается файл "Thunder.exe".

Все скрипты имеют открытый исходный код, который можно просмотреть, открыв LSC-файл в любом текстовом редакторе, например, в Блокноте (Notepad). Просмотр исходного кода существующих скриптов лучше помогает понять основные принципы их создания. Начинающему программисту скриптов Thunder имеет смысл сначала ознакомиться, например, с файлом "calc.lsc", а затем перейти к более сложным скриптам в файле "excel.lsc".

Для получения доступа к объектам Microsoft Active Accessibility (MSAA) из скриптов Thunder следует воспользоваться соответствующим функционалом Windows API [3].

Помимо стандартного функционала VBscript в скриптах к Thunder также используются специфические функции и переменные, чей краткий обзор и даётся ниже.

Основные зарезервированные переменные

Основные встроенные функции

Основные события

Ссылки для дополнительных изысканий

  1. Обзор некоммерческой программы экранного доступа Thunder
  2. Центр сценариев Microsoft
  3. DestroyWindow in VBScript
  4. VBScript [From Wikipedia, the free encyclopedia]
  5. VBScript [MSDN Library]


Распространение материалов сайта означает, что распространитель принимает условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2017
Rambler's Top100